- Об Управлении
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Информационные системы
- Планы проверок (КНМ)
- Профилактика рисков
- Итоги деятельности
- Межведомственное взаимодействие
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Информация об обследованиях СВХ
- Мониторинг
- Экспорт/импорт
- Эпизоотическая ситуация
- Побочные продукты животноводства
- Согласование маршрута перевозки животных
- Деятельность комиссий по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
- Нормативные правовые акты общего назначения
- Пресс-служба
- Для граждан
- Обратная связь
- Об Управлении
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Информационные системы
- Планы проверок (КНМ)
- Профилактика рисков
- Итоги деятельности
- Межведомственное взаимодействие
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Информация об обследованиях СВХ
- Мониторинг
- Экспорт/импорт
- Эпизоотическая ситуация
- Побочные продукты животноводства
- Согласование маршрута перевозки животных
- Деятельность комиссий по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
- Нормативные правовые акты общего назначения
- Пресс-служба
- Для граждан
- Обратная связь
- Главная
- Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в части соблюдения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции
Нормативные документы
- Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами»
- Федеральный закон 30.12.2020 (в ред. от 11.06.2021) 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (ред. от 03.04.2023)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 828 (ред. от 29.11.2022) «О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов» (вместе с «Правилами создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов»)
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1067 (ред. от 27.06.2023) «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
- Приказ Россельхознадзора от 30.09.2022 № 1527 «Об утверждении Методических указаний по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов» (Зарегистрирован в Минюсте России 28.10.2022 № 70759)
- Приказ Россельхознадзора от 14.09.2022 № 1435 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по включению организации в реестр организаций, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение пестицидов и агрохимикатов и оказывающих связанные с хранением услуги, в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов, а также изменению и (или) предоставлению сведений, содержащихся в указанном реестре» (Зарегистрирован в Минюсте России 10.11.2022 № 70911)
- ГОСТ Р 51247-99 Государственный стандарт Российской Федерации. Пестициды. Общие технические условия
- ГОСТ 14189-81 Государственный стандарт Союза ССР. Пестициды. Правила приемки, методы отбора проб, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
- Каталог пестицидов и агрохимикатов
Планы контрольных (надзорных) мероприятий
Раздел находится в доработке.
Поднадзорные объекты
- Перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с агрохимикатами и пестицидами (Новосибирская область)
- Перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в области безопастного обращения с агрохимикатами и пестицидами (Томская область)
- Перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с агрохимикатами и пестицидами (Кемеровская область — Кузбасс)
Критерии отнесения поднадзорных объектов к категориям рисков
1. С учетом вероятности наступления и тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, среднего и низкого риска.
2. К категории чрезвычайно высокого риска относятся:
а) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, использующих авиационную технику при обработке пестицидами;
б) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды 1 и 2 класса опасности для человека в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке;
в) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды и агрохимикаты на объектах, расположенных на территориях, внешняя граница санитарно-защитной зоны которых прилегает к водоохранным зонам, водным объектам рыбохозяйственного значения, населенным пунктам, зонам санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, особо охраняемым природным территориям.
3. К категории среднего риска относятся:
а) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды и агрохимикаты в условиях защищенного грунта (теплицы, парники, оранжереи, грибницы);
б) деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды 1 класса опасности для пчел в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке.
4. К категории низкого риска относится деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не предусмотренная пунктами 2 и 3 настоящего документа.
5. С учетом вероятности нарушения обязательных требований объекты федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа и подлежащие отнесению к категории низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия (изменения) решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами к категории риска 2 и более постановлений (решений) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (за исключением предупреждения) при условии, что административное наказание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю назначено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальным органом) или судом за совершение административных правонарушений, связанных:
а) с нарушением правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) с уничтожением плодородного слоя почвы, а равно порчей земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) по проведению проверок или уклонением от таких проверок, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
г) с невыполнением в срок законного предписания Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) об устранении нарушений законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, вынесенного должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
д) с непринятием по представлению должностного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов), рассмотревшего дело об административном правонарушении, относящееся к нарушению правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) с непредставлением или несвоевременным представлением сведений (информации), представление которых предусмотрено Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и необходимо для осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору ее законной деятельности либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Профилактические мероприятия
Профилактические мероприятия осуществляются инспекторами в целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований и направлены на снижение риска причинения вреда (ущерба), а также являются приоритетными по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденной руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, прошедшей общественное обсуждение и размещенной на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сети «Интернет».
При осуществлении государственного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах.
Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются не позднее 5 рабочих дней с даты их изменения.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору готовится проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора, который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения. Доклад утверждается приказом руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора, размещается ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, за предыдущий период на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сети «Интернет».
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется инспекторами в случае получения ими сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований.
Объявленное предостережение направляется в адрес контролируемого лица через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах в течение 3 рабочих дней с даты объявления предостережения.
Инспектор регистрирует предостережение в журнале учета объявленных им предостережений с присвоением регистрационного номера.
В случае объявления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальным органом) предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется должностному лицу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориального органа), объявившему предостережение, не позднее 15 календарных дней с даты получения предостережения через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
Возражения составляются контролируемым лицом в произвольной форме и должны содержать в себе следующую информацию:
- наименование контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) в случае составления возражения гражданином или индивидуальным предпринимателем);
- объект государственного надзора, дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
- обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) направившего возражение;
- дата направления возражения.
Возражение рассматривается должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориального органа), объявившим предостережение, не позднее 30 рабочих дней с даты получения такого возражения.
В случае принятия представленных контролируемым лицом в возражениях доводов инспектор аннулирует направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений и направлением информации об аннулировании в адрес контролируемого лица через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах в течение 3 рабочих дней с даты его аннулирования.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется инспектором по обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Личный прием граждан проводится руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителями, руководителем территориального органа или его заместителями. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальных сайтах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в сети «Интернет».
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
- организация и осуществление государственного надзора;
- порядок осуществления профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;
- требования, предъявляемые к безопасному обращению пестицидов и агрохимикатов.
Консультирование в письменной форме осуществляется инспектором в следующих случаях:
- контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
- за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
- ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, других органов государственной власти или иных лиц.
Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие федеральные органы исполнительной власти или к отвечающим за указанные вопросы должностным лицам.
При осуществлении консультирования инспектор обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий инспекторов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной инспектору в ходе консультирования, не может использоваться в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет учет консультирований, который проводится посредством внесения соответствующей записи в журнал консультирования.
При проведении консультирования во время контрольных (надзорных) мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориального органа) в сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам государственного надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта государственного надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
При осуществлении профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица инспектор должен явиться в день и время, установленные распоряжением о направлении инспектора для осуществления профилактического визита и указанные в уведомлении о проведении профилактического визита по месту осуществления деятельности контролируемым лицом. В случае необходимости контролируемым лицом осуществляется обеспечение инспектора средствами индивидуальной защиты, соблюдения иных требований в области охраны труда.
В ходе профилактического визита инспектором осуществляется сбор сведений, необходимых для отнесения объектов государственного надзора к категориям риска, в том числе для ознакомления запрашиваются сведения, необходимые для отнесения объекта государственного надзора к категориям риска, осуществляется осмотр принадлежащих контролируемому лицу производственных объектов.
При проведении профилактического визита представление контролируемым лицом запрашиваемых сведений, предоставление доступа к принадлежащим контролируемому лицу производственным объектам не является обязательным.
В случае осуществления профилактического визита путем использования видео-конференц-связи инспектор осуществляет указанные в абзаце первом настоящего пункта действия посредством использования электронных каналов связи.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты государственного надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом в форме отчета о проведенном профилактическом визите руководителю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориального органа) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, связанной с соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции (за исключением применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства), а также в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальным органом) не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита составляется в форме электронного документа и содержит следующие сведения:
- дата, время и место составления уведомления;
- наименование структурного подразделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориального органа);
- полное наименование контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) в случае уведомления гражданина или индивидуального предпринимателя);
- фамилии, имена, отчества (при наличии) инспекторов;
- дата, время и место обязательного профилактического визита;
- подпись инспектора.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе).
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом инспектора, направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита определяется инспектором самостоятельно и не должен превышать одного рабочего дня.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) обязана предложить контролируемым лицам, приступающим к осуществлению деятельности по применению пестицидов и агрохимикатов, проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности.
С 4 августа 2023 г. статья 52 Закона № 248-ФЗ дополнена порядком проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица (ранее — лишь порядок проведения профилактического визита по инициативе контрольного (надзорного) органа с согласия контролируемого лица). Такая инициатива позволит контролируемому лицу своевременно получить актуальную информацию об обязательных требованиях, подходах к их соблюдению и на этой основе добровольно устранить возможные нарушения обязательных требований без применения соответствующих мер воздействия.
Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее также в настоящей статье — заявление контролируемого лица).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) обязано рассмотреть заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принять решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо.
Решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица может быть по одному из следующих оснований:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;
2) в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица контрольным (надзорным) органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;
3) в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
4) заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию