- Об Управлении
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Информационные системы
- Планы проверок (КНМ)
- Профилактика рисков
- Итоги деятельности
- Межведомственное взаимодействие
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Информация об обследованиях СВХ
- Мониторинг
- Экспорт/импорт
- Эпизоотическая ситуация
- Побочные продукты животноводства
- Согласование маршрута перевозки животных
- Деятельность комиссий по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
- Нормативные правовые акты общего назначения
- Пресс-служба
- Для граждан
- Обратная связь
- Об Управлении
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Информационные системы
- Планы проверок (КНМ)
- Профилактика рисков
- Итоги деятельности
- Межведомственное взаимодействие
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Информация об обследованиях СВХ
- Мониторинг
- Экспорт/импорт
- Эпизоотическая ситуация
- Побочные продукты животноводства
- Согласование маршрута перевозки животных
- Деятельность комиссий по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
- Нормативные правовые акты общего назначения
- Пресс-служба
- Для граждан
- Обратная связь
- Главная Ответственное декларирование зерна – надёжный фактор его качества и безопасности
Ответственное декларирование зерна – надёжный фактор его качества и безопасности
На сегодняшний день, обеспечение безопасности пищевых продуктов является приоритетной задачей, поскольку определяет здоровье нации, ее развитие и благополучие. В этой связи зерно, будучи стратегическим видом продовольствия не только в России, но и во всем мире, а также его качество и безопасность выступают важным и обязательным объектом государственного регулирования и контроля.
В Российской Федерации с 1 июля 2013 года действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», устанавливающий предельно допустимые уровни, предъявляемые к зерну, среди которых остаточное количество пестицидов, микотоксинов, допустимое значение вредных примесей в зерне, уровни зараженности вредителями и прочие показатели. Каждая партия зерна, поставляемого в обращение на территории ЕАЭС, должна сопровождаться декларацией о соответствии и протоколами испытаний, на основании которых эта декларация принята, справкой о применении пестицидов, которые использовались в процессе выращивания и хранения.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» специалисты Россельхознадзора на постоянной основе проводят контрольные мероприятия, в ходе которых зачастую выявляются факты недостоверного декларирования зерна. При этом мероприятия проводятся без взаимодействия, то есть посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований или мониторинга безопасности.
В 2023 году инспекторами Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям было признано недействительными 177 деклараций о соответствии – это в два с лишним раза больше, чем в 2022 году. С начала 2024 года их количество составляет уже 30. Основными причинами отзыва деклараций о соответствии являются отсутствие обязательных исследований безопасности зерновой продукции требованиям ТР ТС 015/2011. Например, таких как: содержание предельно допустимых уровней микотоксинов, вредных примесей, действующих веществ пестицидов, применяемых при выращивании и хранении зерновых, зернобобовых и масличных культур.
Территориальное управление Россельхознадзора отмечает, что в большинстве случаев подлежат отзыву декларации, которые были выданы лабораториями, находящимися в отдаленном от места происхождения зерна регионе, куда в реальности никто на исследования свой урожай не повезет. При этом Россельхознадзор неоднократно выражал обеспокоенность масштабами существующего теневого рынка.
Признаками «фантомных» лабораторий и компаний-однодневок являются низкая цена услуг, отсутствие требований предоставлять пробы для исследований, подозрительно высокая скорость оформления протоколов испытаний, оформление на территории отдаленных регионов, отсутствие информации о лаборатории в информационных источниках, отсутствие аккредитации, аттестации. Производители и продавцы зерна часто выбирают лабораторию, исходя из задачи «оформить все побыстрее», однако в итоге аннуляция декларации и задержка с отгрузкой зерна приводят к еще большим затратам, нежели работа с официальными и аккредитованными лабораториями.
Ведомство сообщает, что выбор испытательной лаборатории при декларировании зерна – прямая ответственность участника зернового рынка. Выпуск в обращение зерновой продукции с неподтвержденными характеристиками не только создает прямую угрозу продовольственной безопасности страны, но и негативно отражается на развитии экспортного потенциала Российской Федерации и может привести к введению странами-импортерами запрета на импорт российской зерновой продукции и вынуждает экспортеров проводить дополнительные исследования.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию